Человек в центре здравоохранения – опыт Казахстана из первых рук

Человек в центре здравоохранения – опыт Казахстана из первых рук

Участники визита © ВОЗ/Жером Флайоск

В 2018г. Кыргызстан вместе с более чем 100 странами подписали в Астане декларацию об укреплении службы первичной медико-санитарной помощи и обеспечении населения доступа к медицинским услугам. Согласно Декларации и взятым обязательствам Казахстан внедряет модель здравоохранения, ориентированную на нужды человека и делится своим опытом. С 18 по 22 ноября делегация из Кыргызстана в составе 17 человек посетили пилотные организации в Алматы и близлежащих районах.

Обучающая поездка организована совместно с Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Европейским центром Всемирной Организации Здравоохранения по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Алматы при технической поддержке Кыргызско-Германского проекта GIZ по перинатальной помощи.

Цель поездки заключалась в том, чтобы увидеть организацию комплексного подхода на уровне ПМСП, в особенности услуги для беременных женщин и новорожденных и определить какие элементы возможно перенять.

Во время визита делегаты встретились с экспертами, посетили медицинские учреждения и в завершении Министерство РК провело круглый стол. Делегацию Кыргызстана возглавила Анара Ешходжаева, начальник управления организации медицинской помощи и лицензирования МЗ КР. В группу также входили представители Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве КР, Министерства труда и социального развития, Центра электронного здравоохранения, медицинские образовательные учреждения и областные координаторы здравоохранения и социальных услуг. Проект GIZ оказывает техническую поддержку МЗ КР в определении лучших практик комплексного подхода, ориентированного на человека.

Охрана здоровья, с фокусом на нужды человека

Приверженность Казахстана в укреплении первичной медико-санитарной помощи произвела впечатление на делегацию Кыргызстана. Сразу бросается в глаза организация работы поликлиник: удлиненный график, электронные очереди и электронные медицинские карты. Такие вещи помогают пришедшему за услугой получить комфортный и результативный опыт.

Регистратура в поликлинике с цветной кодировкой маршрута пациента: критическое состояние, экстренное и не критическое © ВОЗ/Жером Флайоск

Медбрат консультирует пациента © ВОЗ/Жером Флайоск

Внедренная трехцветная сортировка пациентов сокращает время ожидания и позволяет вовремя направить к нужному специалисту, тем самым увеличивая шансы на излечиваемость. Сортировка полезна и для медицинских работников, повышается их эффективность и улучшается качество услуг.

Командная работа - основа первичной медико-санитарной помощи в Казахстане: поставлены рабочие процессы и четко определены роли и обязанности каждого сотрудника. Благодаря реформам в Казахстане повысилась роль медсестер. Теперь они являются первым контактным лицом для населения с системой здравоохранения. Медсестры консультируют пациентов по базовому пакету услуг. Это разделение труда сводит к минимуму рутинную нагрузку у семейных врачей, и позволяет им сосредоточиться на сложных случаях.

В состав многопрофильных бригад входят социальные работники и психологи. Также внедрен пост патронажных сестер, ежедневно выезжающих на дом к беременным женщинам, матерям и новорожденным, которые по каким-либо причинам не могут получить медицинские и социальные услуги. Эти дополнительные специальности на уровне ПМСП способствуют достижению цели «Всеобщий охват услугами здравоохранения» в Казахстане. Расширяется охват услугами по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни и привлечению пациентов к профилактическим осмотрам.

Комплексные услуги

На круглом столе в заключительный день визита, участники обеих стран обменялись впечатлениями и обсудили пути дальнейшего сотрудничества.

Анара Ешходжаева, МЗ КР © ВОЗ/Жером Флайоск

Назгуль Чолумова, МТиСР © ВОЗ/Жером Флайоск

Анара Ешходжаева отметила, что кыргызская делегация не может не удивляться изменениям, которые происходят в Казахстане. «То, что система первичной медико-санитарной помощи функционирует так эффективно, очень вдохновляет, - сказала она, - Ваша общая работа привела к таким изменениям и впечатляющим результатам, которые может перенять наша страна.»

Назгуль Чолумова, начальник отдела развития социальных услуг для семьи и детей Министерства труда и социального развития Кыргызстана, была удивлена разницей в работе социальных работников. «Социальные работники в Кыргызстане делают то же, что делают соцработники в Казахстане, - сказала она, - но в Кыргызстане, когда ребенок нуждается в медицинском обследовании или консультации психолога, соцработник и ребенок должны бегать и искать отдельно медика, отдельно психолога. Здесь я увидела, что такое комплексный подход и что пациент является равноправным партнером во всех аспектах лечения и ухода.»

«Мы много слышали о позитивных изменениях в системе первичной медико-санитарной помощи в Казахстане, но не думали, что проделана такая огромная работа, - говорит Марат Калиев, консультант GIZ. Мы ожидали, что будут небольшие изменения советской модели, но вместо этого увидели современную систему предоставления комплексных услуг многопрофильной командой на благо пациентов.»

От имени Европейского Центра ВОЗ д-р Арнольдас Юргутис поблагодарил министерства здравоохранения обеих стран за приверженность развивать первичную медико-санитарную помощь, в центре которой находится человек. «Теперь мы видим человека и его социальные и психологические потребности, а не только его диагноз и медицинские нужды.» Д-р Юргуртис выразил удовлетворение в связи с перспективой дальнейшего сотрудничества между двумя странами и заявил о поддержке Центра ВОЗ.

январь 2020

#ВОЗ #МЗКР #ДекларацияАстана #ПМСП #денсоолук #ЗдоровыйЧеловек_ПроцветающаяСтрана #здоровье #GIZKyrgyzstan #ЗОЖ #Казахстан